Теории и стили руководства.
В данной лекции подробно рассказывается об основных теориях руководства предприятия и стилях руководства ее.
Существуют следующие основные теории руководства:
— «теория черт лидера» (теория «великих людей», основа поведенческого подхода);
— «теория случайностей» (основа ситуационного подхода);
— «теория матричного методы определения стилей руководства» (основа комплексного подхода);
— теория «X» и «Y» (Д.Макгрегор; основной тезис теории «X»: «Власть и рычаги управления в организации принадлежат руководителям»; основной тезис теории «Y»: «Руководитель должен быть ориентирован на человека»).
Типология руководителей:
— авторитарное руководство;
— социальное руководство;
— производственно-социальное управление;
— примитивное руководство или отдых на работе;
— командное руководство или руководство «лицом к лицу».
Выделяют следующие стили руководства:
— авторитарный (агрессивный, агрессивно-податливый, эгоистический, добросердечный);
— демократический (совещательный, участвующий);
— либеральный (свободный, непринципиальный).
Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел , преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. Это совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. В настоящее время сложилось так, что в одной и той же фирме могут попеременно использоваться различные стили руководства («метод двух шляп»).
Поведенческие образцы руководителей:
— главный акцент на производство;
— чуткость и внимательность;
— воодушевление;
— похвала и признание;
— вознаграждение за деятельность на благо фирмы;
— участие в принятии решения;
— передача полномочий;
— разъяснение ролей;
— поставка елей;
— обучение;
— распространение информации;
— решение проблем;
— планирование;
— координация действий;
— облегчение работы;
— привлечение консультантов;
— налаживание благоприятного климата в коллективе;
— управление конфликтами;
— дисциплина и критика.
В. Шкатулла. Анализ групп руководителей:
«Горилла» (любит устраивать много шума из ничего, игнорирует критику, неравнодушен к своему имиджу);
«Шимпанзе» (ценит коллектив, прост в обращении, мастер интриг, имеет много идей);
«Мартышка» (скромен, надежен, высококомпетентен, наделен чувством юмора);
«Макака» (устойчив к стрессам, не позволяет себя сбить с пути);
«Павиан» (переоценивает свои способности, эксплуатирует всех, демагог, напускает на себя важность).
Основные функции руководителя, позволяющие осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств:
— уровень профессиональных качеств;
— умение завоевывать авторитет;
— наличие воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий;
— умение руководить и убеждать;
— способность претворять в жизнь принятые решения.
Оставить комментарий