«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори


Теории и стили руководства.

Рубрика: Лекции | Метки:

В данной лекции подробно рассказывается об основных теориях руководства предприятия и стилях руководства ее.

Существуют следующие основные теории руководства:

— «теория черт лидера» (теория «великих людей», основа поведенческого подхода);

— «теория случайностей» (основа ситуационного подхода);

— «теория матричного методы определения стилей руководства» (основа комплексного подхода);

— теория «X» и «Y» (Д.Макгрегор; основной тезис теории «X»: «Власть и рычаги управления в организации принадлежат руководителям»; основной тезис теории «Y»: «Руководитель должен быть ориентирован на человека»).

Типология руководителей:

— авторитарное руководство;

— социальное руководство;

— производственно-социальное управление;

— примитивное руководство или отдых на работе;

— командное руководство или руководство «лицом к лицу».

Выделяют следующие стили руководства:

— авторитарный (агрессивный, агрессивно-податливый, эгоистический, добросердечный);

— демократический (совещательный, участвующий);

— либеральный (свободный, непринципиальный).

Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел , преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. Это совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. В настоящее время сложилось так, что в одной и той же фирме могут попеременно использоваться различные стили руководства («метод двух шляп»).

Поведенческие образцы руководителей:

— главный акцент на производство;

— чуткость и внимательность;

— воодушевление;

— похвала и признание;

— вознаграждение за деятельность на благо фирмы;

— участие в принятии решения;

— передача полномочий;

— разъяснение ролей;

— поставка елей;

— обучение;

— распространение информации;

— решение проблем;

— планирование;

— координация действий;

— облегчение работы;

— привлечение консультантов;

— налаживание благоприятного климата в коллективе;

— управление конфликтами;

— дисциплина и критика.

В. Шкатулла. Анализ групп руководителей:

«Горилла» (любит устраивать много шума из ничего, игнорирует критику, неравнодушен к своему имиджу);

«Шимпанзе» (ценит коллектив, прост в обращении, мастер интриг, имеет много идей);

«Мартышка» (скромен, надежен, высококомпетентен, наделен чувством юмора);

«Макака» (устойчив к стрессам, не позволяет себя сбить с пути);

«Павиан» (переоценивает свои способности, эксплуатирует всех, демагог, напускает на себя важность).

Основные функции руководителя, позволяющие осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств:

— уровень профессиональных качеств;

— умение завоевывать авторитет;

— наличие воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий;

— умение руководить и убеждать;

— способность претворять в жизнь принятые решения.


Оставить комментарий