«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори


Развитие менеджмента в прошлом и настоящем, менеджмент на современном этапе развития.

Рубрика: Лекции | Метки:

Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.

Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности.

Особенность – в том, что организация рассматривается как живой организм («повышенная температура коллектива», «зрелый возраст», «жизненный цикл» организации, т.п.).

Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации  и управлению.

В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход.

Одна из главных проблем современного менеджмента – проблема нововведений (инноваций). Это не только новая техника и технологии, методы и принципы. Это новые типы мышления, темпы и виды переработки информации, интеграция подходов, моделей на основе новых систем ценностей.

Между историей развития менеджмента как науки и историей развития систем управления нельзя ставить знак равенства, но как прямая, так и обратная связь между ними существует.

Основой появления управления явилось:

  • развитие производства материальных благ в процессе жизнедеятельности человека;
  • необходимость организации жизнедеятельности человеческого сообщества;
  • необходимость кооперации в процессе жизнедеятельности.

Выделяется в этом несколько исторических периодов:

  • древний;
  • индустриальный;
  • период систематизации идей, концепций, научных школ.

Древний период (9-7 тыс. примерно до 18 в.). Один из первых ученых, раскрывающих смысл управления – древнегреческий философ 428-348 или 347 гг. до н.э.

Сократ, провозгласивший принцип универсальности управления – считал, что главное в управлении это поставить нужного человека на нужное место и добиться от него выполнения поставленных перед ним задач.

Платон – древнегреческий философ 428 или 427 – 438 или 437 гг. до н.э., ученик Сократа – рассматривал науку об управлении как науку об общем питании людей и доказывал, что управление – фактор обеспечения жизнедеятельности людей; он сформулировал принцип специализации.

А.Македонский создал штаб как центр управления боевыми действиями.

Аристотель – древнегреческий философ 382 – 322 гг. до н.э. заложил основы учения о домохозяйстве, обучающей рабовладельцев обращению с рабами, искусству управления ими.

В древнем Риме систему управления фермой имел Катон Цезор – ок. 234 г. до н.э.; армией – Тускул 149 г. до н.э.; провозглашались задачи контроля проделанной работы, сравнения программы и результатов, выяснения причин невыполнения плана, рациональной организации работ.

Отличия древних организаций от современных:

  • мелкая в древний период – крупная сейчас;
  • малое количество руководителей среднего звена в древности – большое их количество сейчас;
  • управление у древних не отделено от исполнения – сейчас отделено;
  • управление у древних – это результат захвата власти, а теперь – результат выдвижения, соблюдения при этом законности и порядка;
  • принимающих решение людей у древних мало – сегодня их много;
  • у древних в управлении очевиден упор на приказ и интуицию – сейчас на коллективную работу и рациональность.

Оставить комментарий