«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори


Природа управления. Исторические тенденции развития, факторы и тенденции эффективного менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте.

Рубрика: Лекции | Метки:

Природа современного менеджмента двояка.

С одной стороны это производительный труд (работа высококвалифицированных наемных служащих). С другой, это деятельность по надзору и контролю за рабочей силой, приводящей в движение капитал (командование над трудом наемных работников). Производитель ориентирован на поиск того, что производить, менеджер – как это сделать лучше. Производитель часто знает, как выполняется та или иная производственная операция, менеджер знает – почему ее надо выполнить именно так.

Под природой менеджмента понимают также ее суть, т.е. то, в чем собственно состоит повседневный труд менеджера. Минцберг в работе «Природа управленческого труда» пишет: «Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Для руководителя характерна будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности». По мнению Минцберга, у руководителя 10 ролей – группы ролей:

  • межличностных (главный руководитель, лидер, связующее звено);
  • информационных (приемник информации, распространитель информации, представитель);
  • принятия решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры).

Природа менеджмента – его сущность – в определенном типе взаимодействия управляющей и управляемой сторон (в позиции субъекта и объекта управления), в обратной связи между ними и комплексном характере. Реальность управления достигается потребностью субъекта управления управлять, объекта – выполнять команды. П.Друкер определил сущность управления как «особого вида деятельности, превращающего неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную, производительную группу». К.Киллен — как «выполнение работы чужими руками».

Управление может существовать только при наличии основной его движущей силы – системы управления. Свойства такой системы: целостность, структурность, взаимозависимость элементов, иерархичность, множественность. Разновидности систем управления:

  • совокупность управленческих органов, подразделений, исполнителей (организации, технологий, методов управления);
  • информационно-поведенческая (идеология, интересы, информация);
  • саморазвития системы (воспроизводство, воплощение, распространение).

В целом менеджмент направлен на: повышение качества продукции;  ресурсосбережение; организационно-техническое и социальное развитие производства.

Исторические тенденции развития менеджмента:

  • принципиальное снижение значимости иерархии в управлении и переход на утверждение горизонтальной структуры, самоуправления;
  • привлечение к совместной деятельности инвесторов, деловых партнеров (объединение и интеграция организаций);
  • широкое распространение научных исследований в производстве;
  • повышение правовой и информационной культуры управления;
  • повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, следствием, которого является улучшение качества продукции, забота о долговременном благополучии и безопасности общества;
  • учет в управлении синергетического эффекта развития систем, бифуркационной траектории, что требует повышения значимости в управлении функции координации и корректировки;
  • развитие новых типов организаций: партисипативных, многомерных, эдхократических, предпринимательских, организаций, ориентированных на рынок.

Факторы и тенденции эффективного менеджмента – это результативность, т.е. степень оптимальности в использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Эффективность менеджмента – система взаимоотношений полученных результатов и приведенных затрат, отражающаяся в переменных показателях. В общем виде эффективность – это отношение результирующей составляющей к затратной составляющей.

Различаются факторы: интенсивные и экстенсивные; количественно измеримые и количественно неизмеримые; с прямой и обратной зависимостью; непосредственно и опосредованно влияющие на эффективность управления.

Интеграционные процессы в менеджменте. Интегрированный подход. Простого указания на то, какое действие будет наилучшим для достижения целей организации, не достаточно. Руководитель должен иметь комплексный взгляд на вещи, интегрировать для этого множественные знания.

Сведения науки управления вообще являются собирательными. Они базируются на знаниях из разных наук о человеке, обществе, производстве. В тоже время, за длительный период своего развития наука управления накопила свой собственный арсенал знаний, принципов и форм построения знаний.Заимствование и интеграция знаний – естественный для данной науки процесс, он есть методологическая особенность, отражение холистического целостного подхода (рассматривающего поведение системы).

Интеграция – это объединение, согласование, взаимопроникновение, достижение взаимозависимости частей в системе.

Принципиальным для современного менеджмента является утверждение следующих положений, носящих интегративный характер:

  • представления о предприятии в современной науке управления выражают его восприятие как сложноорганизованной системы, важнейшим элементом которой являются люди (индивиды, личности, индивидуальности);
  • в работе предприятия важна работа целого, взаимодействие его частей (коллектива и входящих в него индивидов, комплекса технических средств и совокупности решений по управлению ими, т.д.);
  • чтобы усилить работу предприятия в некоторых случаях важно ослабить какую-то его часть;
  • каждое предприятие, как правило, открытая система — взаимодействующая с внешним миром, иногда зависящая от отдельных его проявлений;
  • генеральная проблема современного менеджмента – его интернационализация.

Оставить комментарий