«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори


Понятие о подразделении, группе, коллективе.

Рубрика: Лекции | Метки:

Организация, учреждение, предприятие состоит из подразделений, групп, коллективов. Подразделением называется относительно малая группа, имеющая собственный перечень функциональных обязанностей (задач) и являющаяся системообразующим элементом организационной структуры предприятия.

Существует три основных вида подразделений организации: административный аппарат, производственные группы, комитеты.

Эффективное функционирование подразделений, групп и коллективов зависит от следующих факторов:

— размера (3-9 чел.);

— состава – степени сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем;

— групповых норм;

— сплоченности – меры тяготения членов группы друг к другу;

— конфликтности;

— статуса и функциональной роли ее членов.

Современный уровень развития производства обусловлен необходимостью не только объединения людей в группы, но и необходимостью коллективного труда, что актуализирует понятие коллектив.

Коллектив – это совокупность лиц, имеющих общую цель, полномочия и ответственность членов друг перед другом.

Трудовой коллектив – это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность и взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждое лицо, оказывает влияние на других лиц и одновременно находится под их влиянием. Трудовые коллективы создаются руководством в процессе разделения труда для организации производственного, торгового и иного процесса.

Эффективность деятельности коллективов зависит от размера и состава рабочих групп, от групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса и функциональных ролей членов групп.

При создании коллектива следует создавать социоматрицы и социограммы:

Социоматрица для группы из 4 человек

Трудовые коллективы,  в которых система отношений определяется предписаниями, инструкциями, распоряжениями и нормативами предприятий называются формальными. Формальный коллектив необходим для того, чтобы предприятие могло функционировать. В развитии формального коллектива велика роль власти, полномочий.

Основные элементы формального коллектива:

— разделение труда;

— субординация должностей по вертикали;

— система коммуникаций.

Неформальные трудовые коллективы – это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Эти цели являются причиной существования неформальных организаций. В крупной организации существует не одна, а несколько таких организаций. Они в общем организованы как формальные, но имеют лидеров (может быть двое). Неформальные коллективы могут создавать для организации проблемы: снижение эффективности деятельности предприятия, распространение ложных слухов, сопротивление прогрессивным переменам.

Различие:

— лидеры формальных организаций имеют поддержку в виде делегированных им полномочий и действуют в рамках определенной конкретной функциональной области;

— неформальные лидеры выполняют две основные функции: помощь группе в достижении целей, поддержка ее существования, социальное взаимодействие.

Процесс формирования коллектива (5 ступеней):

— неосознанное объединение;

— осознание ситуации объединения;

— сплочение неформальной группы;

— признание членства, принадлежности коллективу;

— решение задач, которые возможны только при коллективном взаимодействии.


Оставить комментарий