«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори


Содержание понятия «организация», типы управления. Процесс развития организации.

Рубрика: Лекции | Метки:

Содержание понятия «организация». Выше говорилось, что любую организацию определяет наличие цели, распределенность функций, особенность структуры. Произошло понятие «организация» от французского organization – устраивать, создавать, объединять, сплотить, упорядочить. Это группа людей, форма взаимодействия между ними, социальный институт.

Организация производства – совокупность правил, процессов и действий, обеспечивающих форму и порядок соединения труда и вещественных элементов производства в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Организация – функция управления. Ее задачи: формирование оргструктуры; деление на части, делегирование полномочий и ответственности.

Важное значение имеет рациональная организация труда, под чем следует понимать процессы управления: основной (его предметы: управленческое решение; информация; документы), вспомогательный (операции, в результате которых создаются нормальные условия труда), обслуживающий (накопление, контроль, передача предмета труда).

Условия рациональной организации:

— пропорциональность (достигается равная пропускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.п.);

— непрерывность (максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов)

— наличие целей

— эластичность действий

— устойчивость

— разделение труда

— соблюдение норм управляемости

— делегирование обязанностей и полномочий

— параллельность (совмещение операций во времени)

— прямоточность (достигается оптимальность пути прохождения предметов труда, информации и т.д.)

— ритмичность (достигается равномерность выполнения управленческих процессов во времени)

— концентрация однородных предметов труда в одном месте

— гибкость процессов

Организация (крупная – от 50 до 250  и более чел., мелкая – до 50 чел.) – это систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели. Организация создается, когда есть, по крайней мере:

— двое или более людей, объединенных общей целью

— наличие цели

— наличие людей, считающих себя членами организации

Объединение людей в организации может иметь (может не иметь) синергетический эффект. Он заключается в том, что потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов (при соединении опыта, разделении труда и специализации работников, формировании корпоративной культуры, лучшего использования и маневрирования ресурсами).

В рыночной системе организации делятся по секторам:

— первичному (добыча сырья);

— вторичному (обработка сырья);

— третичному (создание условий, для лучшей добычи и обработки сырья – институты повышения квалификации работников, эстетизации пространства, банковское дело, сервис).

Типы управления организацией:

— механистический (четко определенные и устойчивые задачи, негибкая структура, сопротивление изменениям, иерархическая система контроля, командный тип коммуникаций, содержащий инструкции и распоряжения);

— органический (динамичные задачи, гибкая структура, готовность к изменениям, власть базируется на знании и опыте, самоконтроль и контроль коллег, многонаправленность коммуникаций, содержащих информацию и советы).

Процесс развития организации:

1 стадия – состав работающих и поэтому объем управленческих работ небольшой;

2 стадия – укрупняется организация и выделяется специальный работник для выполнения управленческих функций (мастер, заведующий, т.д.);

3 стадия – дальнейшее укрупнение состава работающих и возникновение линейной иерархии (начальник цеха, мастер, рабочие);

4 стадия – большее укрупнение организации и создание группы специалистов по управлению – плановиков, контролеров;

5 стадия – увеличение организации и выделение должности координатора управленческих действий (председатель ревизионной комиссии и др.);

6 стадия – при разрастании организации возникает необходимость объединения функциональной и линейной иерархии (директор предприятия).


Оставить комментарий