«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори


Понятие о методологии научной о бласти и исследованиях проблем управления.

Рубрика: Лекции | Метки:

Любая отрасль знаний считается научной, если методологически обеспечена, опирается на совокупность общенаучных и частнонаучных (конкретно-научных) методов, подходов к решению той или иной проблемы.  Лидер науки управлении – США.

Методология – это раздел философии, общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. В отечественной философии существенный вклад в разработку общей теории человеческой деятельности внесли школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.П.Щедровицкого, Э.В.Ильенкова, Г.С.Батищева и др. Предметом методологии как части общей теории познания является исследование универсальных (присущих всем видам познавательной деятельности: обыденному познанию, научному, художественному, чувственному, рациональному и др.) процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная, интеллектуальная интуиция и др. В истории философии неоднократно предпринимались попытки обосновать некоторые из указанных средств в качестве универсального и единственного метода получения истинного знания (дедукция у Декарта и Лейбница, индукция у Бэкона и Ньютона, априорный синтез у Канта, интуиция у Бргсона и т.д.) или сконструировать новые (метод восхождения от абстрактного к конкретному и диалектический метод у Гегеля и марксистов и т.д.). Однако все подобного рода попытки не увенчались успехом. Реальное познание является слишком сложной, многоуровневой и многоаспектной системой, чтобы уложиться в прокрустово ложе какого бы то ни было единственного универсального метода.

Иначе говоря, методология – общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. Предметом методологии является исследование универсальных процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся: ощущения и восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная и интеллектуальная интуиция и др. (*определения см. в глоссарии).

Методология науки – это учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частонаучные методы познания) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и метатеоретические методы).

К числу общенаучных методов относятся: научное наблюдения, научное описание, эксперимент, обобщение, классификация, объяснение, предсказания, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др.

Частнонаучные методы делятся по двум основаниям:

  • принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математические, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические);
  • принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т.д.).

Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса:

  • методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделирование, экстраполяция и др.);
  • методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания, доказательство, интерпретация и др.);
  • метода метатеоретического познания (анализ оснований научны теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.).

Одним из общих различений научных методов является также отнесение одних к контексту научного открытия (наблюдение, эксперимент, обобщение, интуиция и др.), а других – к контексту научного обоснования (доказательство, подтверждение, фальсификация, уточнение, определение области применимости и др.).

Методология науки управления – учение о методах (эмпирического и теоретического познания), средствах, процедурах построения знаний об управлении, их классификации. Краеугольный камень методологии современного менеджмента – понимание управления организацией как адаптации и как системы.

История развития менеджмента как науки свидетельствует о том, что накоплен значительный практический материал, большое количество теорий, в которых нашли свое отражение различные взгляды, точки зрения на проблемы управления. Особую роль в становлении науки управления в России сыграли 30-50-е годы 20 в., различные научные школы.

Каждая из школ сосредоточивалась на какой-либо подсистеме в общей социально-экономической системы государства: на технической школа научного управления и классическая школа; на социальной – бихевиористская школа. Поэтому каждой школе был присущ свой научный подход.


Оставить комментарий