«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори


Лидер и группа. Групповая динамика.

Рубрика: Лекции | Метки:

В сущности эффективного руководства людьми лежит техническая, психологическая, административная компетентность (наполненность навыками) лидера.

Согласно С.Норткоту Паркинсону, существует несколько элементов лидерства, которые приобретаются и развиваются в учебной практике:

— воображение

— талант

— знание

— решительность

— жесткость

— притяжение.

Способности проявлять эти качества и эту компетентность возникают на основе опыта, в образовании, в трудовой деятельности, в социальной организации.

Определение социальной организации складывается из результатов реализации различных подходов к нему. Устоявшимся и общепризнанным является следующее. Социальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно контролируется для достижения общих целей; группа людей – то, что имеет внешние и внутренние границы (структурные компоненты группы).

Свойства группы:

— направленность (социальная ценность принятых целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);

— организованность (способность к самоуправлению, мера слитности, единства, общности членов);

— микроклимат (удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней);

— референтность (степень принятия членами групповых эталонов) и лидерство (степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом);

— интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка);

— эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение потребности в эмоционально насыщенных контактах);

— волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияю других групп, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).

Английские ученые М.Френсис и Д.Вудкок выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе групп и коллективов:

— непригодность руководителя;

— неквалифицированные сотрудники;

— ненормальный микроклимат;

— нечеткость целей;

— неудовлетворительные результаты работы;

— неэффективность методов подготовки и принятия решений;

— закрытость и конфронтация;

— неразвитые сотрудники;

— низкие творческие способности коллектива;

— неконструктивные отношения с другими коллективами.

Выше было сказано, что в группе выделяют формальные и неформальные, сложные каналы связи (одноименные обозначения организации).

Неформальные – официально не установленные, формальные – установлены административно в соответствие с должностной организационной структурой, связывают людей по вертикали и горизонтали.

Неформальной группой следует эффективно управлять.

Чем в большей степени человек ценит свою принадлежность к группе, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами.

Один из самых актуальных вопросов психологии управления – групповая динамика.

Групповая динамика (бывает количественной и качественной) – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимовлияния в целях удовлетворения личных и общественных интересов. С динамической точки зрения жизнь группы – это чередование состояний равновесия и его нарушения.

Факторы влияния на групповую динамику:

— мотивация членов группы, групповое единомыслие;

— структура власти в группе (наличие авторитета), статус членов группы;

— сложности коммуникации, конфликты;

— ощущение принадлежности/непринадлежности, роли членов группы;

— представление о цели (четкое/нечеткое);

— ответственность за результаты работы;

— свобода деятельности;

— традиции, моральный дух.

Стадии групповой динамики:

1. «притирка» (первичное восприятие и сближение);

2. «ближний бой» (период борьбы и переворотов);

3. «экспериментирование» (возрастание потенциала);

4. «эффективность» (наработка опыта успешного функционирования);

5. «зрелость» (группа переходит в состояние коллектива).

Огромное значение для групповой динамики имеет эффект резонанса, который создается благодаря включению в групповую деятельность дополнительных сильнодействующих психологических факторов (захватывающих событий, неожиданных встреч, дискуссий, не запланированного ролевого распределения, т.п.).

Существует понятие о групповом решении. Когда его активно используют, то речь идет о высоком моральном духе организации, в которой мала необходимость координации подразделений. Власть в таких организациях не принадлежит одному лицу, так как моральный дух – это то, что делается вместе.

Люди всегда знали, что сила – в единстве. Одна из первопричин – потребность в защите от негативного влияния.

Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поэтому они стараются обеспечить доступ к информации.

Люди порой боятся и не боятся критики. Но нельзя их лишать прямого общения с начальством.

Люди, лишенные неформальных контактов, быстрее устают на работе.


Оставить комментарий