«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори

Коммуникационный процесс.

Рубрика: Лекции | Метки:

Коммуникация есть процесс, посредством которого некая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение получателя. Этим поведением могут быть знания, социальные установки, др. Когда руководитель отдает распоряжение, то он ждет, что распоряжение будет выполнено (хотя оно может быть и выполнено и не выполнено).

Выделяют следующие компоненты модели коммуникации (модель ИСКП): — источник (отправитель) – сообщение – канал — получатель.

Источник – это создатель сообщения, отправитель.

Сообщение – собственно информация, стимул, который источник передает получателю с помощью символов (кодирование и декодирование).

Канал – это средство (массовой информации, непосредственного общения), с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения.

Получатель – наиболее важный элемент коммуникационного процесса – лицо, которому информация предназначена.

Реакция получателя на сообщение – обратная связь – делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Чем отчетливее в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективней.

Этапы коммуникативного процесса: зарождение идеи — кодирование и выбор канала – передача – декодирование.

В теории менеджмента имеется понятие об эффекте (результате) коммуникации. Ему отводится особая часть исследований, из него складывается понимание эффективной коммуникации.

Существует три основных типа эффекта коммуникации, функционирующих последовательно:

— изменения в знаниях получателя;

— изменения установок получателя (представлений об объекте его действий);

— изменения явного поведения получателя сообщения.

Степень сходства пары «источник-получатель» называется гомофилией (более эффективна); различия – гетерофилией (менее эффективна).

Помехи и искажения в коммуникации обозначены как ее шум (избыточная информация, слишком громкий разговор, т.п.).

В процессе коммуникации образуются коммуникационные сети:

— сеть полной системы (тысячи индивидов);

— коммуникационная группа (от пяти до двадцати членов, иногда больше);

— личностная сеть (для одного индивида с другими индивидами; бывает радиальной и взаимосвязанной – индивид взаимодействует  с другими лицами, не контактирующими между собой и та, в которой все индивиды взаимодействую и между собой контактируют).

Личностная сеть

рис. Личностная сеть

Взаимосвязанные сети обладают малой информативной силой, но они более распространены, так как позволяют широко от группы к группе распространяться информации (через «связных» и «мостики»).  В слабой связи сила этих сетей.

Коммуникационный процесс обеспечивается информационными потоками (информационными процессами). Определяющее значение информационные процессы имеют для принятия решений.

Виды информационных процессов:

— целеполагание (выбор и информирование целей);

— планирование (предназначение для разработки планов);

— регулирование (обеспечивает нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе или плану).

Документированная информация:

— сетевые или иные модели и карточки определения работ;

— оперативно-календарные планы (квартальные и месячные);

— ведомости материально-технического снабжения;

— оперативная информация о состоянии комплекта работ;

— результаты состояния комплекса работ;

— информация для оперативных совещаний;

— карточки – задания на выполнение оперативных решений;

— данные контроля за реализацией оперативных решений;

— недельно-суточный график производства;

— сводный недельно-суточный график обеспечения работ материалами, конструкциями, полуфабрикатами, средствами механизации, автотранспортом, рабочими кадрами;

— недельно-суточный график обеспечения средствами механизации и автомобилями для вунтриплощадных перевозок;

— недельно-суточный график работы механизмов и оборудования;

— недельно-суточный график автотранспортных перевозок.

Управленческая информация должна обладать следующими свойствами:

— полнотой и качеством;

— ценностью и полезностью;

— достоверностью и точностью;

— актуальностью, зависящей от ее возраста;

— плотностью;

— оперативностью и доступностью;

— частотой использования определенных видов информации.


Оставить комментарий