«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори

Понятие об инфраструктуре как о внутренней и внешней среде организации, управлении ими.

Рубрика: Лекции | Метки:

Инфраструктурные отрасли в производстве – это энергетика, транспорт, телекоммуникации; в непроизводственной сфере – образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирование.

Инфраструктура управления – совокупность школ бизнеса или школ менеджмента, обеспечивающих их университетов, лабораторий.

Предприятие или учреждение – это такая социальная организация, которая:

  • является искусственным объединением институционального характера;
  • выступает как определенная деятельность – целенаправленного воздействия на объект;
  • характеризуется степенью упорядоченности элементов целого;
  • имеет свой собственный социальный статус (орган власти, ассоциация, предприятие).

Определяющими признаками социальной организации являются ее:

  • цель (трудовые организации, общественные организации);
  • функции (социальная – управляющая и управляемая системы);
  • структура (степень упорядоченности процессов – организованная и неорганизованная, формальная и неформальная).

Это системообразующие компоненты социальной организации.

Организация формируется как социальная среда, состоящая из социальных групп, их статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности/конфликтности.

Во взаимодействии с внешней средой социальная организация является партнером других организаций, партнером тех или иных категорий населений (клиентов). Ни одна организация не может быть «островом в себе». Организации зависят от внешней среды, которая включает в себя: экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и др.

Хотя от внешней среды организация полностью зависит, но менеджеры  на нее практически не влияют.

Внутренняя среда складывается из:

  • четкого разделения труда (горизонтальное – при делении между двумя и более работниками функций; вертикальное – при отделении работы по координированию действий от самих действий);
  • предельной специализации деятельности персонала (деление на подразделения);
  • стандартизации деятельности;
  • разграничения сфер компетенции;
  • распределения властных полномочий на всех этажах иерархии;
  • централизации управления и нормирования власти.

Внутренняя среда организации имеет следующие организационные формы:

  • административную (основа внутреннего регулирования — административный порядок, коммерческой целесообразности);
  • общественную (цели вырабатываются изнутри, представляют собой обобщение индивидуальных целей членов организации; членство в ней дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей);
  • ассоциативную (заметна некоторая автономия от внешней среды, коллективные нормы и ценности складываются спонтанно; строятся на взаимном удовлетворении интересов входящих в ее состав членов; цели одного члена организации являются средством достижения целей другого).

Практике менеджмента известны такие типы внутренних организационных структур:

  • линейная (все полномочия от высшего звена к низшему идут «прямо»; в числе преимуществ – четкое распределение ответственности, обязанностей и полномочий; в настоящее время почти не используется);
  • линейно-функциональная (построена на принципах привлечения к управлению высококвалифицированных профессионалов, имеющих узкую специализацию);
  • линейно-штабная (работает в режиме закрытых систем со стабильной средой и технологией; характерна «закупорка каналов информации», информационная перегрузка ключевых фигур в управлении организацией);
  • матричная (создана на постоянно-временной основе для  управления проектами; одна сторона «матрицы» представляет собой совокупность людей и ресурсов, выделенных для осуществления Инновационной деятельности на постоянной основе, другая – людей и ресурсов для временной работы).

Внутренняя среда организации характеризуется наличием организационной культуры.

Организационная культура – совокупность принятых членами организации ценностей и норм поведения (деятельности), это система значений и смыслов, которые предопределяют способы осмысления актуальной ситуации и реагирования на нее. Она включает в себя стиль управления, кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, методы мотивации сотрудников, установившиеся стандарты качества выпускаемой продукции, имидж организации, даже манеру одеваться, т.п.


Оставить комментарий