«Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем»
Стетнер Мори


Этика менеджмента.

Рубрика: Лекции | Метки:

Существует понятие этика менеджера. Оно включает в себя проблему социально ответственного поведения управляющего.

В эпицентре внимания этики менеджмента: цели и средства их достижения; а также прибыль, люди (мораль), товары, гордость (репутация, престиж).

У любой компании есть обязательство – быть полезной обществу, содействовать его обогащению и процветанию. Любая компания обязана обеспечить обществу долговременное благополучие и безопасность. Поэтому этичные образцы поведения работников компании (с древних времен известно, что все этичное означает моральное, нравственное, служащее общественным потребностям и благополучию) — необходимое условие ее существования.

Этичный образец поведения синонимичен «нормативному» образцу (от норма, эталон, разрешено и признано в государстве и обществе). Чтобы определить границы нормативного образца поведения человека в труде (бизнесе), следует обратить внимание на состояние того общества, от требований которого этот образец зависит.

Состояние российского общества на текущем этапе развития можно определить как нестабильное, этап развития – переходный, свойства культуры – эрозийность, пораженность прерыванием отношений с традицией. Это осложняет процедуру оценки общественных потребностей и правил существования граждан. Вместе с тем, для нормативного образца поведения человека в труде и в этом состоянии находится ориентир. Это сумма личных, общественных и общечеловеческих ценностей и идеалов, начинающих действовать с учетом обновления условий существования человека, входящего в эпоху хаоса, которым, как мы уже знаем, возможно и следует управлять.

Как же это делается?

Предприятия и их руководители предпринимают ряд мер по повышению этических форм поведения своих сотрудников в трудовой деятельности. К таким мерам относится разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению…

Этика менеджмента – это деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать на рынке в соответствии с действующим законодательством. Понятие деловой этики неразрывно переплетается с понятиями: «этики бизнеса», «предпринимательской этики», «корпоративной культуры», «репутации фирмы».

Раскроем их содержание, не забывая о свойстве идеальности этих явлений (к чему следует неуклонно стремиться, что беречь).

В 1912 г. в России были выработаны и неуклонно соблюдались большинством российских предпринимателей такие принципы ведения дел:

  • уважай власть;
  • будь честен и правдив;
  • уважай право частной собственности;
  • люби и уважай человека;
  • будь верен слову;
  • живи по средствам;
  • будь целеустремленным.

Однако, случаи недобросовестного исполнения своих обязанностей и в бизнесе, и в предпринимательстве еще имеются и нередки. В зарубежных деловых кругах полагают, что российский стиль делового поведения в целом отличается необязательностью, неаккуратностью, отсутствием привычки держать слово…

И все-таки этика делового человека – основа успеха, главный показатель высокого качества организации.

При анализе корпоративной культуры организации (близко к понятию деловой этики) следует выделить три момента:

  • базовые предположения, которых придерживаются члены организации и которые задают ориентиры поведения ее членам;
  • ценности, помогающие принимать решения в конкретной ситуации;
  • символика, посредством которой ценности передаются членами организации.

Смысл корпоративной культуры заключается в том, чтобы цели фирмы и цели работающего в ней человека совпадали.

Изменения в корпоративной культуре могут предшествовать или являться следствием изменения поведения членов коллектива.


Оставить комментарий